x_cc482f33

Михаил Лернер

С Михаилом мы встретились в Галерее. В смысле, в торговом центре. Говорили об огламуренном искусстве и искусственном гламуре. А еще я узнала, в чем Пако Рабан был не прав.

Михаил, в последние годы вы раскрываетесь все шире и шире. Что вас вдохновляет?

У каждого дизайнера, фотографа, художника есть определенные точки в искусстве, в каких-то направлениях, которые их вдохновляют. Так сложилось, что идеи приходят из абсолютно разных источников. Сам процесс со временем видоизменяется. Если раньше мне достаточно было услышать какое-то музыкальное произведение, и у меня рождались мысли, то сейчас все видоизменяется, принцип моего искусства уходит глубже. Процесс зачастую занимает месяц-два. Когда делаю собирательный образ, читаю какие-то книги, философов на определенную тему, психологию. Так же это какие-то картинки, фильмы, картины, музыка. Все собирается в одну большую кучу, потом каким-то образом проходит через призму меня и рождается образ. У меня вот так. Хотя, знаю пример людей, которые вдохновляется другими людьми.
Есть художники, фотографы, которые внесли свой вклад в ваше творчество?

Конечно, есть насмотренный взгляд, который рождается из классики фотографий. Их очень много: фешн-фотографы, концептуалисты, модернисты и постмодернисты, классики и неоклассики. Такие имена, как Александр Родченко, Джеф Уолл, Борис Михайлов, Ирвин Пенн, Ричард Аведон… Их много.
Имена, которые известны больше в культуре, нежели большинству обывателей. Искусство не гламурное, не фешн. Хотя, фешн – тоже искусство.

Ваши работы – отражение внутреннего мира?

Да, разумеется. Те фотографии в социальных сетях, которые доступны большинству – далеко не все работы. Многие уходят на выставки, в галереи, в музеи. В сетях позиционирую себя как сошиал-фешн, концептуальный фешн. Пытаюсь вкладывать идеи. Они в любом случае отражают те мысли, которые меня волнуют. Если говорить о серьезных работах, конечно, там большая проблематика, связанная с моим воспитанием, с тем, что вижу, что меня волнует, задевает. Очень много социального, личностного фактора. Важные темы. Они все через меня проходят.

Какие, к примеру, важные темы?

Тема одиночества и пустоты. Социального одиночества, социальной отрешенности, аутизма. В фешн это выражается в определенном ракурсе, формах, в каких-то атрибутах. В концептуальной фотографии, на абсолютно негламурных фотографиях, на обычных людях, все это будет смотреться выпячиванием. Порою такие проблемы смотрятся ужасающе.

С какими моделями любите работать? Где их находите? Или они находят вас?

Если говорить о фешн и гламур, то, как правило, это девочки из модельных агентств. Иногда, получается так, что мы сами их туда приводим. Некоторых встречаем случайно. Самый простой способ – социальные сети. Изначально, у художника поиск, а потом уже работа. Когда становишься более-менее известным, люди сами находят тебя. Есть возможность выбирать. И это хорошо, так как под определенные идеи нужны строго конкретные люди. Очень часто мы ищем людей похожих на актеров. Концептуальная фотография? Здесь абсолютно обычные люди, которые живут в той проблематике, в которой я выбираю. Стараюсь не делать постановку, иначе буду не художником, а иллюзионистом.

А действительно ли есть нефотогеничные люди? Или все дело в плохих фотографах?

Давайте поговорим о проблеме истории, откуда появилось утверждение нефотогеничности. Не будет секретом, что искусство не для всех. Нужно читать книги, начитывать, иметь свою собственную культурную программу для того, чтобы понимать, почему Энди Уорхол сделал так или вот так, хотя со стороны его работы и смотрятся шоком. Мы приходим к тому, что это утверждение – нефотогеничность – рождается у людей, которые не знают художественных средств, не понимают содержательности работ. Соответственно, суждение ложное. Именно понятие «красота» здесь играет важную роль. Красота, она сложная, она простая, она сочетание сложного и простого. Ее можно найти в любом человеке. В современном обществе, в котором культурным базисом которого является нео-модернизм, возникает потребность поиска новой красоты. Старые стандарты к ней не относятся. Красота находится в абсолютно житейских вещах, в абсолютно парадоксальных. Она разная. У каждого художника своя. Фотогеничность – это внешность, красивость. Настоящая красота лежит в несколько другой плоскости. Ее нельзя отнести просто к внешности.

Как отличить «честное» фото, «честную» красоту?

Для того, чтобы понять, нужно читать релизы к выставкам. Нужно знать кто такой автор, с кем работал, в каких выставках представлял работы. Нужно знать, куда ты идешь. Музей искусства, не то место, где нужно развлекаться, потому, что любой художник всегда стремится заставить думать, рефлексировать над его работами. Это может помочь пониманию. К примеру, он сфотографировал, показал одну девушку с телефоном во рту. А что он имел в виду? Можете додумать сами, в какой момент он снимал, что его окружало, что происходило в это время в истории. Какая проблематика была. Какие события были в политике. Много-много всего дополнительного. Когда фотограф не иллюзионист, когда он по-настоящему находит людей по своей проблематике. Если люди больны аутизмом, то они больны по-настоящему, не имитаторы. Фотография, в которой не видно фотографа. Она вроде, как и не постановочная, вроде бы как случайная, но при этом художник долго думал над ней. Для зрителя и для художника красивая фотография должна совпадать. Важный момент, для которого постоянно повторяю: «Думайте о том, что фотография должна быть настоящей. Она должна быть честной, правдивой. Она должна показать красоту. Фешн, гламур – это красивость, китч. Несколько другая плоскость».

Фотография для вас, прежде всего работа или хобби?

Работа и хобби. Жизнь, образ жизни. Раньше занимался маркетингом. Тогда фотография была увлечением. Сейчас все изменилось. Фотография, конечно, приносит деньги, но я различаю работу и хобби. К снимкам нужно подходить долго, долго переваривать, они несут определенный травматизм для художника. Люблю работать в журналах – красиво, интересно, но это больше деньги. Искусство, которое галерейное, музейное оно сложное и уходит вперед, определить его в журналах очень сложно, практически невозможно. Здесь дело не во мне. В большинстве случаев главный редактор говорит: «Нам нужна красивая картинка». Вот и остается давать то, что им нужно.
Разумеется, мне бы хотелось, чтобы было только галерейное искусство. В полном смысле этого слова. Но этого никогда не будет.

Почему вы решили снимать свадьбы?

Свадьбы снимаем очень мало. Мы нигде не даем свадебной рекламы, не участвуем в выставках, ни в каких форумах, ни с какими свадебными салонами мы не связанны. В большинстве случаев фотографируем ребят, которые нам нравятся. Красивые, интересные люди. Словом, ради эксперимента. И лично для меня наши свадьбы носят экспериментальный характер. Плюс ко всему я веду собственное исследование – феномен свадебной фотографии. Это интересно в психологическом аспекте. Люди делают очень важный шаг. Как они это переживают. Есть задумка провести большое фотоисследование на основании этого огромного пласта материалов. А то, что свадьбы – это бизнес, давно не секрет. Целая индустрия, которая успешно коммерциализируется многими людьми.

Предположим, вам предложили сверхинтересный творческий проект, но совершенно не выгодный в финансовом плане. Взялись бы за него?

У нас таких сейчас целых четыре.

А если наоборот?

Тоже бывали. Все очень конкретно. Сложно ставить штампы. Есть проекты, которые без денег и неинтересны. А бывают очень интересные и денежные. Вот, например, в «Кристалле» у нас был проект. Перед нами поставили задачу: вот «Кристалл», вот магазины, нужно снять таким образом, чтобы никто никогда не мог подумать, что это «Кристалл». Наша задача была спрятать все магазины, людей, галереи, лестничные пролеты. Мы вуалировали, находили какие-то новые решения. Это интересно, заставляет думать, искать новые индивидуальные решения.

Стрит-кадры любите снимать? Вооружиться фотоаппаратом, пройтись по улице, поймать пару интересных моментов?

Да, мы занимаемся стрит-фото. Ходим на парад, где массовое скопление людей. Фотографируем толпу изнутри. Также для меня занимательная тема – курортный сезон на море. Летом у нас своеобразный творческий ренессанс. Много снимаем на выставки на море. Там много колоритной публики, которая живет своей жизнью. Много интересных ситуаций. Стрит-фото – отдельный жанр, к нему нужно быть готовым. Уметь быстро пользоваться своей техникой, чтобы в любой момент можно было нажать на кнопку. Важен и художественный аспект. Если отрезать ноги или руки, будет очень глупо. Когда ты живешь в этом, сами фотографии это чувствуют и притягивают события. Вот ситуация: ранее утро, сижу на море, держу камеру, все только приходят. Вижу в объектив, сидит старик на переднем плане, у него какая-то туника, на которой он раскладывает ракушки. На заднем фоне его супруга, довольно плотная женщина, которой все равно, что он делает. Она – в купальнике, смотрит в сторону, ей абсолютно не до него. И ему собственно тоже. Они нашли себя в этом сочетании. Но чего-то не хватает. Сижу, ловлю момент, жду. Вдруг, на заднем фоне начинает вылезать спина какого-то человека. Он вытягивает огромное бревно, на нем большая надпись «МАССАЖ». Мне остается только нажать кнопку.

Есть какая-нибудь съемка, о которой вы долго будете помнить?

Очень сложный вопрос. У нас должна была быть большая выставка, мы над ней работали. Был момент, когда мы прорвались на закрытую территорию клуба изучения различных культур. Был дождь, а у нас были бумажные цветы, нужно было очень быстро все снять. Идет дождь, размокает платье. Приходится снимать крайне быстро. Сняли, вышли, нас заметили. В итоге приезжает наряд милиции, нас начинают забирать, документы, разумеется, забыли. Целая история.

Есть такой вопрос, который вам не задавали, но на который хотелось бы ответить?

«Что такое красота». Мне никто не задавал этот вопрос, хотя я очень часто говорю о ней. Красота – категория, класс, связанный с философским аспектом, житейским вопросом. Сложно определить те детерминанты, которые сделали бы понятие простым и доступным. Красота – что-то неосязаемое, какие-то тонкие мгновения жизни, тонкие черты, полунамеки, которые очень явно, четко говорят. Если их не заметить, то они безмолвны. Когда ты наблюдаешь эти моменты, рождается необыкновенное чувство того, что все так, как оно должно быть. Мгновение – искрящееся и бесцветное одновременно. Красота – это сама жизнь, переданная через призму художника, его желание этой красотой что-то сообщить. Пако Рабан как-то сказал «Не надо говорить о красоте, говорите о сексуальности, посмотрите на меня».
Пако Рабан был не прав.

Текст: Оксана Орлова (krasnodarlikes)